На протяжении двух с половиной лет военного конфликта на Донбассе происходят стихийные попытки блокировки железнодорожных путей со стороны украинских активистов. Вот и недавно произошло очередное блокирование железной дороги ведущей в оккупированную часть Луганской области силами активистов и ветеранов АТО. Кроме того некий пустой железнодорожный состав пытался протаранить и снести со своего пути блокпост протестующих активистов на железной дороге Луганск-Попасная. Кто же сейчас борется за блокировку железнодорожных путей ведущих в оккупированную часть Донбасса и кто пытается этому противостоять и возобновить рейсы грузовых поездов.
Война войной, а бизнес по расписанию
Вопрос о том нужно ли поддерживать связи с оккупированным Донбассом скорее сводиться к разделению украинского общества на две точки зрения – патриоты всячески препятствуют таким отношениям, а деловые люди стараются вести с аннексированной частью Украины некие коммерческие отношения. С одной стороны за два с половиной года не было принято официальное решение украинских властей о том, что на Донбассе идут боевые действия, а войска РФ являются военными оккупантами. Ведь в случае военного вторжения, согласно нормам международного права, за оккупированную территорию полностью несет ответственность военный агрессор. Но параллельно с этим непризнанием оккупации звучат призывы в оказании гуманитарной и экономической помощи украинцам, которые в силу обстоятельств оказались на оккупированных территориях. До сих пор нет четкой государственной политики – нужно ли экономически поддерживать оккупированные территории Донбасса. Активисты же утверждают, что любые экономические связи лишь помогают затягивать решение военного конфликта на Донбассе и поддерживают существование незаконных образований ДНР-ЛНР.
Как известно, любая война предполагает выгоду тех, кто занимается коммерцией. Поэтому некоторые деловые люди с обеих сторон линии военного разграничения АТО сразу уловили идею, что на этом можно неплохо зарабатывать. И тут вступают в силу интересы не только украинских олигархов, которые привыкли делать быстрые деньги на спекулятивных операциях. Дело в том, что Украине необходим уголь марки антрацит, который до сих пор добывают на оккупированной территории Луганской области. Такое экономическое сотрудничество с оккупированным Донбассом развязывает руки тем бизнесменам, кто имеет старые связи с оккупированной территорией и четко понимает, на чем именно можно делать деньги. Поэтому нередко на оккупированную территорию ОРДЛО с украинской территории отправляются целые эшелоны стройматериалов, продуктов, а взамен кто-то получает то, что называют контрабандой или фальсификатом. Ведь множество украинских бизнесменов десятилетиями привыкло работать с контрабандной продукцией, фальсифицированным спиртом, сигаретами. Но кроме того с оккупированного Донбасса в Украину идет поток наркотиков и нелегального оружия. Вот и получается, что «война войной», а бизнес регулярно ищет темы и лазейки, чтобы получать свой навар от спекулятивной торговли или контрабанды.
Блокировка железной дороги как ответная мера активистов «Самопомощи»
Спустя много лет сначала конфликта на Донбассе попытки активистов начать блокировку железной дороги в Луганскую область выглядят как слишком запоздалые. Тут кроется некий личный конфликт сторон. Есть версия, что действия активистов, в рядах которых присутствуют политики от партии «Самопомощь», являются неким ответом на то, что лидера этой партии и мера города Львова Андрея Садового пытаются представить, как неумелого хозяйственника. Некоторые эксперты утверждают, что проблемы с вывозом мусора с улиц Львова в какой-то мере являются причиной саботажа его политических конкурентов в Верховной Раде. Во Львове сейчас сложилась экологическая ситуация, когда местной власти некуда вывозить мусор.
Поначалу мер Львова Андрей Садовой договаривался о приеме львовского мусора на различных украинских полигонах. Но с какого-то момента этот процесс по ряду причин стал затруднительным. В итоге мусорные баки Львова стали снова переполняться отходами. Казалось бы, что эта проблема вышла за рамки городской и стала буквально национальной экологической катастрофой. Но при этом Садовой не получил никакой помощи или содействия от украинского правительства. Кроме того, проблема избыточного мусора стала поводом для ряда акций протеста среди общественности и во львовской городской раде. Сейчас Садовой утверждает, что львовский мусор готовы принять с десяток польских городов и это даже может принести бюджету Львова прибыль. Ведь якобы за этот мусор иностранцы будут даже платить деньги. Но хорошая идея с вывозом мусора в Польшу имеет ряд проблем на законодательном уровне. Если бы вывести мусор в Польшу было бы так просто и выгодно, то все кому не лень, начали бы вывозить мусор за границу.
Вот и возник вопрос в котором лидер «Самопомощи» теряет не только свои рейтинги, как неумелый градоначальник, а кроме того он снижает рейтинги популярности своей парламентской партии. Так что существует версия, что блокирование железнодорожных путей, ведущих в оккупированный Луганск, это ответная мера активистов «Самопомощи» на неоказание меру Садовому помощи в решении экологической мусорной катастрофы. Утверждать о достоверности этой версии так же тяжело, как и отвергать её возможность.
Конечно, есть и более патриотическое объяснение блокировки железнодорожных путей. Таким образом, активисты якобы могут ускорить процесс «деоккупации» Донбасса. Ведь по некоторым данным содержание аннексированных Россией территорий Донбасса обходится Кремлю в ежегодные растраты до 1 миллиарда долларов. А все кто торгует с оккупированным Донбассом, по мнению активистов, помогают военному агрессору вести войну против Украины. Но акции блокировки железнодорожных путей должны входить в стратегию, которую ведет украинское правительство, а не выглядеть, как временная противозаконная мера. Ведь блокировка транспортных путей украинскими активистами имеет смысл лишь в случае предъявления каких-либо вразумительных требований, предполагает четкий план последующих действий. И похоже, что эти требования будут озвучены и выполнены кулуарно, а активистов в этой ситуации используют, как инструмент достижения определенных политических целей.
Понять чего именно добиваются активисты будет несложно, но для этого нужно будет отследить, какие изменения в политической жизни Украины произойдут уже после разблокировки железной дороги Луганск – Лисичанск – Попасная в районе станции возле Горного-Золотого. А пока можно лишь строить очередные версии и гадать – для чего это делается.
[articles_related]