Накануне предстоящей встречи президентов Дональда Трампа и Петра Порошенко, которая состоится с 17 по19 февраля, во время Мюнхенской конференции по вопросам безопасности многие эксперты строят версии новых взаимоотношений США и Украины. Но не менее озабочены и другие главы держав, которым во время конференции придется общаться с новым президентом США. Как могут сложиться новые отношения опытных политических лидеров европейских государств с новым неопытным в геополитике президентом США?
Трамп и Порошенко противостоят Конгрессу и Верховной Раде
Казалось бы, что вопросы внешней политики не очень сильно должны отражаться на курсе тех или иных политических сил в Верховной Раде. Но на самом деле многое в расстановке политических сил будет зависеть от того, какой новый курс изберет Белый дом в отношениях с Украиной. Если во время встречи президентов Трамп полностью поддержит пакет предложений, сформированный Петром Порошенко это будет означать, что шаткая коалиция, в которой присутствуют «БПП» и «Народный фронт» получат на проведение своих инициатив «зеленый свет». Понятно, что часть договоренностей Трампа и Порошенко будет опубликована в отчетах Вашингтона и Киева и украинские политики смогут понять, каким будет новый курс взаимоотношений с США. Но не исключено, что часть договоренностей Трампа и Порошенко останутся кулуарной тайной на уровне личной встречи глав держав. Ведь одно дело наметить основные шаги взаимодействия и представить публичный отчет для общественности, а другое дело как именно этот план будет осуществляться в личных дискуссиях Трампа и Порошенко.
Согласно государственной системе управления президенты Трамп и Порошенко являются гарантами конституции, но для того чтобы в их руках не концентрировалась единоличная власть главные решения разрабатывает и предлагает Конгресс США и Верховная Рада Украины. В парламентско-президентской форме управления, которая действует в Украине после «Революции достоинства», более весомую роль играет собрание депутатов Верховной Рады. При такой структуре управления законотворчеством занимаются депутаты, а утверждает законы президент страны.
В отличии от Украины, США является президентской республикой и потому исполнительная власть президента является довольно объемной. Но согласно Конституции США в управлении государством участвуют три независимые ветви власти – президент, конгресс и верховный суд. Исходя из этого, в принятии решений президенту США требуется большинство голосов конгресса. На данный момент не все конгрессмены из Республиканской партии Трампа поддерживают его политику. Поэтому не все инициативы нового президента США имеют шанс быть воплощенными. В этом президенты Трамп и Порошенко очень похожи между собой. В какой-то мере президенты держав Трамп и Порошенко могут действовать как в интересах парламента и своих партий, так и делать что-то вразрез. Эти полномочия президентов даны им Конституцией. Правда в случае если Трамп и Порошенко в каких-то вопросах найдут общий язык и разработают определенный план действий, это еще не значит, что такие шаги поддержат их однопартийцы и парламентарии.
Новый подход к новому президенту США
Многих лидеров государств сейчас волнует вопрос – какие отношения могут сложиться у них с новым президентом США. Но тут могут присутствовать два ключевых момента – личная симпатия или антипатия и элементы конструктивного диалога. Трамп, как вчерашний бизнесмен будет оценивать своих новых политических партнеров в мировом сообществе с точки зрения выгоды для США, а не с точки зрения их манер. Чего стоит откровенное высказывание Трампа о том, что он очень уважает Владимира Путина, но на принятие решений относительно России эта симпатия никак не повлияет. Так что получить личное расположение Трампа при очной встрече для Порошенко будет не так уж сложно. А вот оправдать его доверие в выполнении общей программы сотрудничества США и Украины будет гораздо труднее.
Трамп пока что человек не слишком искушенный в вопросах внешней геополитики. Но он как лидер сверхдержавы президент США будет пытаться устанавливать свои необычные правила взаимоотношений с другими государствами. Поэтому предугадать, как будет вести себя Трамп во внешней политике – тяжело. Классические приемы внешней политики тут могут не срабатывать. Но однозначно, в случае, когда во внешней политике Трамп решиться на какое-либо действие, которое будет невыгодно США, его в этом остановит его же Республиканская партия и конгресс.
В своих внешних отношениях с лидерами других государств Трамп будет действовать так же, как действуют крупные монополисты в бизнесе – навязывать свои не всегда выгодные для других требования. Если Трамп будет вести себя как бизнесмен, он будет иметь огромное преимущество даже перед такими опытными политиками как Ангела Меркель или Владимир Путин. Ведь в таком случае Трамп заставит своих оппонентов играть по его правилам игры. Можно сказать, что вскоре мировая политика будет испытывать проверку на прочность. С одной стороны, во внешней политике США появится новый элемент в виде непредсказуемой импровизации Трампа. С другой стороны, Трампу будут противостоять ряд закоренелых и опытных политиков, со своим устоявшимся стилем геополитического поведения. Поймут ли действия Трампа главы других государств или нет, но новый президент США вряд ли будет обращать на это внимание. А это означает, что многим лидерам государств, которые захотят активно сотрудничать с США придется менять свою привычную тактику и стратегию взаимоотношений с новым хозяином Белого дома.
[articles_related]