Site icon Пресса Украины

ТЕАТР № 1

… Украине необходима культурная революция! В условиях сегодняшнего дня она более актуальна, нежели экономические и правовые реформы. Три года назад мы стали свидетелями того,  к каким трагическим последствиям может привести пренебрежительное отношение властей к национальным культурным ценностям. Более двадцати лет все, без исключения, президенты Украины, министры культуры, губернаторы и мэры городов уничтожали нашу национальную культуру, кино, театр, живопись. Они – вольно или невольно – насаждали в Украине русский шансон, российский кинематограф, русскоговорящий театр, поэзию и прозу. Более двадцати лет на лучших театральных и концертных площадках Украины безраздельно господствовали российские театры и артисты эстрады, а свои, отечественные, были в роли жалких, несчастных попрошаек.

Стоит ли после этого удивляться тому, как жители Крыма радушно распахнули свои объятия перед российскими оккупантами? Или возмущаться по поводу того, как в 2014 году в Донецке и Луганске этнические украинцы с животной ненавистью топтали флаги родного государства и вопили, что жутко ненавидят свой родной язык – язык своих предков. Все эти люди – “бескультурное и невежественное народонаселение” – за всю свою жизнь не прочли ни одной украинской книги, ни разу не посетили национальный театр: ГОСУДАРСТВО   НЕ НАУЧИЛО ИХ КУЛЬТУРЕ  ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ – наоборот, более двух десятков лет ее учили ненавидеть.  И несомненно то, что даже сумев перебороть экономические катаклизмы, мы, без культурной революции, не сможем быть застрахованы от появления на нашей Земле новой волны  “донецких” или “луганских”. Нам же необходимо воспитывать подрастающее поколение  высокодуховных патриотов. Но что же делать? С чего начать? Украинские киностудии сегодня разбиты и разгромлены – говорить о создании новых патриотических кинолент не имеет смысла. В Украине отсутствует государственный заказ на произведения композиторов и поэтов – писать качественную музыку, увы, некому.  Украинская проза в глубоком кризисе – в огромном государстве нет ни одного крупномасштабного национального творческого литературного проекта (конкурса). Остается лишь его величество ТЕАТР. Да, именно новому украинскому театру надлежит стать фундаментом, который послужит отправной точкой нравственного возрождения нации. Театральному миру воюющей Украины необходим флагман. И такой флагман у нее есть! Но находится он не в Киеве…

… Во все времена в табели о рангах театры располагались по ранжиру, в зависимости от места своего стояния. И чем это место было ближе к зданию правительства – тем престижнее был театр. Театром № 1 – придворным –  непременно считался столичный театр, из окон которого можно было лицезреть Белый дом. Театр №1  регулярно посещают государственные деятели, в них сосредоточено наибольшее количество народных и заслуженных артистов, а всевозможные награды, премии и финансовые преференции сыпятся, как из рога изобилия. В Москве – это Большой театр. В Минске – Национальный академический драматический театр им. М. Горького. В Тбилиси – Грузинский государственный академический театр им. Ш. Руставели. В Ереване – Национальный академический театр им. Г. Сундукяна. А вот в Украине ТЕАТР № 1 – не удивляйтесь – это Днепровский академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко. Да простят меня киевляне, но тот факт, что из окон вышеназванного театра не видно знаменитого здания на Банковой, никоим образом не влияет на его статус и лидирующую позицию в театральной иерархии. Он является драматическим  ТЕАТРОМ № 1 не оттого, что рожден раньше других театров, почти сто лет назад, в далеком 1918 году.  Нет, здесь иные причины. Днепровский театр им. Т. Шевченко – это ТЕАТР №1, ибо труппа его, единственная в Украине,  более пятидесяти (!) раз выезжала с концертами на передовую, в места постоянной дислокации войск, в медсанбаты и полевые госпитали. Это ТЕАТР № 1 ибо  он, ПЕРВЫЙ и ЕДИНСТВЕННЫЙ в Украине, почтил память замечательного оперного исполнителя и  отважного воина Василия Слипака. Как много “теплых слов” было сказано в СМИ коллегами по цеху в адрес Героя Украины! Как много “горьких слез” было пролито ими! Но дальше “слов и слез” дело не пошло. К моему огромному стыду, ни один украинский театр – от Киева и до Ужгорода – не отдал дань уважения верному сыну Украины. А почтили его память только в Днепре. Трижды, три дня подряд! Ибо зал не смог вместить всех зрителей, пожелавших отдать дань уважения национальному герою. Я с интересом “прошелся” по репертуару почти двадцати украинских театров: “Эдит Пиаф”, “Ричард III”, “Варшавская мелодия”, “Лес”, “Тартюф”, “Семейный ужин”, “Слишком женатый таксист”, “Палата бизнес-класса” и т.д. и т.п. Замечательные спектакли, захватывающие сюжеты, изумительные декорации, народные артисты – все прекрасно! Если бы не одно “но”: российская агрессия… ежедневные сводки АТО…. и в каждой сводке – раненные бойцы… и каждой сводке – павшие герои. Война идет! Но этот факт почему-то никак не отражается на репертуаре наших театров! И это позор! И это плевок в лицо родителям и детям павших смертью храбрых! И по причине того, что в репертуаре Днепровского театра им. Т. Шевченко регулярно идут сразу три патриотические постановки: “АТО (Ангелы Тебе Оберiгають)”, “З Україною в серці” и «Я вам цей борг ніколи не залишу» – .этот театр, безо всяких сомнений, является ТЕАТРОМ № 1 в Украине. А еще это ТЕАТР № 1 по той причине, что в его стенах ежегодно проводится “Всеукраїнський фестиваль патріотичного театру”.  А еще он ТЕАТР № 1, потому что ДУХОВНО ЧИСТ: в его фойе не устраивают ежемесячных “ярмарок-продаж” и не торгуют трусами, бюстгальтерами и махровыми полотенцами. А ведь сегодня этим  нетрадиционным для театров видом коммерции грешат, практически, во всех городах Украины. Стыд и позор: альма-матер духовности и культуры на одной территории с мужскими трусам и женскими колготками… И еще он ТЕАТР № 1 оттого, что  особую роль здесь отводят нравственному воспитанию подрастающего поколения:  спектакли и концерты, предназначенные для студентов и школьников воспитывают в них мужество и патриотизм. Руководство ТЕАТРА № 1, в отличие от всех своих коллег, отдает себе отчет в том, что буквально в 200 км от Днепра, в оккупированном Донецке,  российские пропагандисты, не переставая, учат местную молодежь люто ненавидеть  и  презирать, все, что одето в мирные и чистые  вышиванки. Всей этой мерзости необходимо противоядие. И противоядие это – репертуар ТЕАТРА № 1..  Особую роль в развитии театра играет его директор-художественный руководитель. Сегодня многим директорам уже за 80 и бразды правления они, “вечные наши”,  получали еще в кабинетах Обкомов КПСС. Немало среди директоров украинских театров и  этнических русских, которые не скрывают своих сепаратистских взглядов. Добрая половина из них является членами Партии Регионов. А встречаются и такие, у кого в графе “образование” стоит прочерк… После Майдана следовало бы вычистить Авгиевы конюшни украинского театра, освободить его от нечисти,  а  бразды правления доверить исключительно директорам-патриотам. Но случилось так, как случилось и потому сегодня, в период российской агрессии, в наших театрах напрочь отсутствует военно-патриотическая тематика. ТЕАТРУ № 1 повезло: с осени 2016 года им руководит заслуженная артистка Украины О.И. Петровская. В Оксане Ивановне удивительным образом сочетается жесткий руководитель и сентиментальная женщина, патриот своей Родины и замечательная актриса. Дважды случай свел меня с ней. В первый раз на спектакле “АТО (Ангелы Тебе Оберiгають)” , когда она играла сцену прощания матери с сыном, погибшим под Донецком. Игра актрисы была настолько профессиональна, настолько эмоциональна, что многие зрители, не выдержав напряжения, в рыданиях покидали зал: я никогда – ни до, ни после – не видел такой реакции публики. А во второй раз мне случайно довелось увидеть, как Оксана Ивановна смотрела по ТВ сводки АТО: смотрела, рыдала и глотала валидол. Скажите, много ли в Украине таких директоров? Много ли в Украине таких театров?..   

… Я написал этот  материал, чтобы показать, как в трагические годы войны раскрывается суть “псевдопатриотов”, как  меняются духовные приоритеты и как провинциальные театры могут достойно сменить  в иерархии – столичные, становясь  флагманами национальной культуры. И что культурную революцию можно начать снизу, не дожидаясь реакции сверху, как это делают в Днепре. И не всегда ТЕАТРОМ № 1 должен быть театр, из окон которого видно знаменитое здание на Банковой, а в его штате – бессчетное количество народных и заслуженных.  Я верю, что прочитав этот материал найдутся чиновники, банкиры, бизнесмены, которые позвонят Оксане Ивановне Петровской и предложат свою помощь ТЕАТРУ № 1. А остальные прорвутся сами: торговлю махровыми полотенцами и  спектакли с названием “Это забавное порно” еще никто официально не отменял…

 

Артур Балаев, писатель, лауреат Международной литературной премии “За мир и гуманизм”

 

Exit mobile version